Психолог при низкой самооценке

Один из запросов, с которыми я работаю как психолог — низкая самооценка. Самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность и любовь к себе, все это и есть самооценка.

Люди всегда оценивали, оценивают и будут оценивать друг друга: действия, поступки, внешность, способности, образование, характер, уровень жизни и т. д.

Но кого-то оценка окружающих волнует меньше, кого-то больше, а кто-то полностью зависит от оценки других людей. И это напрямую связано с тем, как человек относится к себе, то есть с самооценкой.

По моему мнению главное в самооценке:

  • понять, что мне нужно (потребность);
  • знать, чего я хочу (желание);
  • сделать, без ущерба для меня.

Уметь понимать свои потребности и свои желания, наверно важнее всего в формировании здоровой самооценки. Я согласна с большинством коллег, что самооценка формируется в детском возрасте. Имеет место и то, что говорят ребенку родители и то, что они делают. Родители с низкой или завышенной самооценкой не смогут воспитать ребенка со здоровой самооценкой.

Если говорить о здоровой самооценке, то такие люди знают свои сильные и слабые стороны. Они ошибаются, расценивают это как опыт и двигаются дальше. Оценка значимых людей их конечно волнует, они прислушиваются к советам рекомендациям, обдумывают, но принимают решения исключительно сами.

С завышенной или неадекватной самооценкой человек живет по принципу «Я красавчик – ты дурак». Такие люди высокомерны, им плевать на других. С такими людьми тяжело взаимодействовать, на работе и в обычном общении их стараются избегать. За консультацией ко мне такие клиенты обращаются редко.

Чаще обращаются клиенты, которые столкнулись с трудностями низкой самооценки. Причем в большинстве случаев, она не бывает низкая на сто процентов, но даже один из критериев, способен человеку принести много страданий.

Иногда человеку настолько плохо, а что делать не знает. Такие люди обвиняют себя, даже если невиновны; всем стараются угодить; свое мнение не высказывают или вовсе не имеют его; много работают, в том числе и за других, ожидая похвалы; считают, что ему ничего не нужно, лишь бы другому было хорошо. Как правило часто не уверены в себе, никому не доверяют и, как никто другой, нуждаются в постоянной похвале окружающих.

Учитывая особенности жизни, воспитания детей и развития общества в нашей стране, надо отметить, что большое количество людей склонны подавлять свои потребности, а уж про желания и речи нет.

Что делать с низкой самооценкой?

Я начинаю свою работу с выявления и определения потребности и желания клиента.

Исследования семейной системы, с ее информационно-эмоциональными связями, считаю важным этапом работы: убеждения, паттерны, установки, родители передают из поколения в поколение своим детям. Знание и исследование таких паттернов дает возможность понять, и тем самым избежать повторения пагубных моделей поведения в будущем.

Подход, основанный на выявлении деструктивных установок, отслеживании негативных мыслей и преобразование их в реалистичные один из самых эффективных в работе с низкой самооценкой.

Клиент работает со своими мыслями и эмоциями, отслеживая ситуации и поведение (например, по поводу своей внешность, ума). Мысль не возникает сама по себе, она возникает автоматически на основе убеждений, чаще всего из детства и не подлежит критике. Далее мысль закрепляется в нашем уме, и воспринимается как неоспоримый факт. Если у человека неблагоприятные мысли, как следствие испорченное настроение и соответствующее поведение.

Я предлагаю разные техники, в результате в течение 5-20 сессий в зависимости от состояния:

  • Научитесь распознавать и записывать негативные мысли, возникающие в уме;
  • Выясните какие негативные убеждения лежат в основе;
  • Проведете анализ преимуществ и недостатков;
  • Научитесь переформулировать негативные мысли на более реалистичные и позитивные.

Как психолог при низкой самооценке напоминаю, что вы бесценны, потому что вы уже рождены. А самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность и любовь к себе, помогут вам находиться в гармонии с самим собой и достигать поставленные цели.